Нарушения поведенияНаиболее часто проявляются неуверенностью, непослушанием, нежеланием идти на контакт с родителями
Могут быть первыми проявлениями:
- расстройств настроения (эмоциональных расстройств)
- синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивностиПроявляется чаще в 7-9 лет, неспособностью ребенка удерживать внимание и сохранять спокойствие на протяжении всего урока. Обычно является следствием раннего органического поражения головного мозга (последствия неправильно протекавшей беременности, родовых травм, сотрясений головного мозга и других воздействий на мозг ребенка). Хорошо корректируются препаратами из группы ноотропов и фитотерапией
Расстройства настроения (эмоциональные расстройства)Проявляются начиная с раннего детского возраста, чаще в младшем школьном возрасте (7-9 лет). Отмечаются сниженная потребность ребенка в эмоциональном контакте (прежде всего с родителями), негативные реакции на обращения окружающих, что может вызывать конфликты. В большинстве случаев связаны с задержкой в эмоциональном развитии ребенка, которая хорошо корректируется путем стимулирования эмоционального развития ребенка и устранения негативных явлений воспитания
Задержка психического развитияНередко сочетается с отставанием в физическом развитии. Чаще является проявлением органического расстройства головного мозга вследствие неблагоприятной беременности, родов, послеродового периода и последующих лет жизни (сотрясений головного мозга и других воздействий на мозг ребенка). Достаточно хорошо корректируются препаратами из группы ноотропов в сочетании и индивидуализацией подбора нагрузки и методик обучения
Психосоматические расстройстваХарактеризуются нарушением аппетита, болями в животе, тошнотой, рвотой, нарушениями сна, головными болями, болями в различных частях тела и неприятными ощущениями в теле, кожными высыпаниями и функциональными нарушениями в различных соматических органах и системах. В большинстве случаев вызываются стрессами, реже являются следствием соматических нарушений и крайне редко наследственными факторами (депрессией, типом характера ребенка, шизофренией). Основой этих расстройств являются эмоциональные нарушения, и поэтому лечение больных детей и подростков с высокой эффективностью осуществляется препаратами с антидепрессивным и противотревожным действием
Тревожные расстройства, фобииСвязаны, в основном, с воздействием незначительных, но частых стрессовых ситуаций, повышенных эмоциональных нагрузок, реже с выраженным стрессом. Эффективно лечатся фитосредствами и ноотропами
АутизмПроявляется пониженной потребностью ребенка в контактах с окружающими, однообразной деятельностью, редким использованием речи, ограниченностью интересов. Истинный аутизм встречается редко. Необходимо отличать аутизм от эмоциональных расстройств различного происхождения с аутистическими проявлениями, т.к. тактика лечения этих расстройств разная. В части случаев может корректироваться без применения нейролептиков. В настоящее время часто имеет место неоправданная гипердиагностика раннего детского аутизма, что требует тщательной и высококвалифицированной оценки состояния ребенка врачом-специалистом, чтобы подтвердить или отвергнуть диагноз